Грибоедов Александр Сергеевич
       > ВОЙНА 1812 ГОДА > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Грибоедов Александр Сергеевич

1795 - 1829

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


ХРОНИКА ВОЙНЫ
УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ
БИБЛИОТЕКА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ОТ НИКОЛАЯ ДО НИКОЛАЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
РЕПРЕССИРОВАННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Народ на земле


Александр Сергеевич Грибоедов

Грибоедов Александр Сергеевич (1795 - 1829), драматург, поэт.

Родился 4 января (15 н.с.) в Москве в семье офицера русской гвардии, дворянина. Получил разностороннее домашнее образование. Семи лет отдан в Московский университетский пансион. Одиннадцати лет Грибоедов - студент Московского университета. Окончив словесное отделение философского факультета, он поступил на юридическое отделение и получи. второй диплом - кандидата прав. В 1810 учится в естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи. С детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее - персидский, арабский и турецкий. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку.

В студенческие годы общался с будущими декабристами: братьями Муравьевыми, Якушкиным. Впоследствии был близок с П.Чаадаевым. В университете проявляются и поэтические способности Грибоедова.

Начавшаяся война с Наполеоном меняет планы Грибоедова: он поступает добровольцем в армию корнетом (младший офицерский чин в русской кавалерии) в гусарский полк. В военных действиях ему участвовать не пришлось. После окончания войны уходит в отставку, поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где служат в это время Пушкин, Кюхельбекер и многие декабристы, знакомится с ними. Кроме того, входит в кружок людей, причастных к театру, сотрудничает в журналах, пишет пьесы.

В 1818 был направлен секретарем русской миссии в Персию, где провел свыше двух лет, много путешествуя по стране и ведя путевые заметки и дневник. По возвращении из Персии в ноябре 1821 служит в качестве дипломатического секретаря при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А. Ермолове, в окружении которого было много членов декабристских обществ. Живет в Тифлисе, работает над первыми двумя актами "Горя от ума". Однако эта работа требует большего уединения, большей свободы от службы, поэтому просит у Ермолова длительный отпуск. Получив отпуск, проводит его сначала в Тульской губернии, затем в Москве и Петербурге.

В имении своего друга Бегичева пишет последние два акта комедии, в Москве продолжает отделывать "Горе от ума", в Петербурге в 1824 работа была закончена.

Все попытки напечатать комедию не увенчались успехом, невозможной оказалась и постановка ее в театре. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Язык "Горя от ума" был назван жестким и неправильным. Восторженно встретили комедию декабристы, увидев в ней художественное обобщение своих идей и чувств.

В конце сентября 1825 Грибоедов снова прибыл на Кавказ, а в конце января 1826 был арестован по делу декабристов специально присланным из Петербурга фельдъегерем. Ермолов предупредил его о грозящем аресте, и писатель успел уничтожить опасные для него бумаги. На следствии Грибоедов придерживался полного отрицания своего участия в заговоре. Доказать что-либо царской следственной комиссии не удалось, он был освобожден.

После возвращения на Кавказ в 1826 Грибоедов выступает в качестве дипломата. В 1827 ему предписано ведать дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. В 1828 принимает участие в подготовке Туркманчайского мирного договора, заключенного с Персией. Затем он получает назначение полномочным министром в Персию, рассматривая это назначение как "политическую ссылку".

В августе 1828 в Тифлисе Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, известного поэта А.Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. Здесь он стал жертвой заговора и был убит толпой персидских фанатиков. Тело Грибоедова было перевезено в Тифлис и похоронено на горе святого Давида.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


 

ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (4.01.1795 — 30.01. 1829), драматург, поэт, дипломат. Родился в дворянской семье. В 1808 окончил словесное отделение Московского университета со званием кандидата. Выделялся всесторонними интересами, музыкальными способностями и знанием европейских языков.

В 1814-15 Грибоедов сотрудничал в журналах “Вестник Европы” и “Сын Отечества”, публиковал критические статьи о литературе и переводы. В декабре 1817 Грибоедов назначен секретарем российской дипломатической миссии А. П. Ермолова в Персии, а с н. 1822 находился в его штате “по дипломатической части”.

В 1823-24 в Тифлисе и в Москве Грибоедов написал комедию “Горе от ума”. Грибоедову не удалось ни издать комедию, ни поставить на сцене. Первые ее постановки, с большими цензурными изъятиями, состоялись в 1831 (полный текст комедии впервые был издан в 1858 А. И. Герценом за границей, в России он появился в 1862). В 1824 Грибоедов был принят в члены Вольного общества любителей российской словесности. В 1827 ему было предписано ведать дипломатическими сношениями с Персией и Турцией. При его активном участии 10 февраля 1828 был заключен выгодный для России Туркманчайский мир, завершивший Русско-персидскую войну 1826-28.

В июле 1828 в ранге “полномочного министра” Грибоедов был направлен в Персию для обеспечения выполнения условий Туркманчайского договора. Во время Русско-турецкой войны 1828-29 Грибоедов обеспечил нейтралитет Персии.

30 января 1829 персидскими властями было спровоцировано нападение на русское посольство в Тегеране. Толпа мусульман, подстрекаемая фанатиками, ворвалась в здание посольства и вырезала всех, находившихся там, включая и Грибоедова. Русское правительство, не желая нового военного конфликта с Персией, удовлетворилось извинениями шаха. Тело Грибоедова было привезено в Тифлис (ныне Тбилиси) и похоронено в монастыре Св. Давида.

В.А. Федоров

Русское небо


Членство в тайном обществе отрицал

ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (4.1.1795(?) — 30.1.1829). Дипломат.
Отец — отставной секунд-майор Сергей Иванович Грибоедов (1760 — ок. 1815), мать — Анастасия Федоровна урожденная Грибоедова (1768 — 1839). Воспитывался дома (гувернеры Перозилиус и Ион, профессор Московского университета И.Т. Буле) и в Московском университетском пансионе (1802/03— 1805), поступил на «словесное отделение» философского факультета — 30.1.1806, кончил курс, получив степень кандидата словесных наук» (аттестат на звание кандидата 12 класса выдан 29.6.1808), учился на этикополитическом отделении, по сведениям формулярного списка, кончил курс со званием кандидата прав, слушал лекции и на других факультетах.
В службу вступил корнетом в Московский гусарский полк, сформированный кн. Салтыковым — 26.7.1812, по расформировании полка переведен в Иркутский гусарский полк — 17.12.1812, вышел из военной службы — 24.3.1816, определен в Коллегию иностранных дел губернским секретарем — 9.6.1817, произведен в переводчики — 31.12.1817, назначен секретарем миссии в Персии — 16.7.1818, титулярный советник — 17.7.1818, коллежский асессор — 3.1.1822, переведен из миссии к А.П. Ермолову на Кавказ для занятий по «дипломатической части» — 19.2.1822. Действительный член Вольного общества любителей российской словесности — 15.12.1824.
По показанию ряда декабристов (Оболенский, Трубецкой, Рылеев, Бригген, Оржицкий), член Северного общества; сам это решительно отрицал.
Приказ об аресте — 2.1.1826, арестован в крепости Грозной — 23.1, привезен фельдъегерем Уклонским в Петербург на главную гауптвахту — 11.2, содержался в Главном штабе.
Высочайше повелено освободить с оправдательным аттестатом, произвести в следующий чин и выдать не в зачет годовое жалованье.
Освобожден — 2.6.1826, получил прогонные деньги — 1.7.1826, надворный советник — 8.6.1826, после смещения Ермолова состоял при Паскевиче, заведуя сношениями с Персией и Турцией, коллежский советник — 6.12.1827, за заключение Туркманчайского мирного договора с Персией награжден орденом Анны 2 ст. с алмазными знаками и 4 тыс. червонцев — 14.3.1828, назначен министром-резидентом в Персию — 15.4.1828. Убит в Тегеране, похоронен в Тбилиси на горе св. Давида.
Жена (с 22.8.1828) — кж. Нина Александровна Чавчавадзе (4.11.1812 — 28.6.1857), дочь генерал-майора Александра Герсевановича Чавчавадзе. Сын — Александр, умер сразу после рождения (1829); сестра — Мария (1792 — 1856), в замужестве Дурново.

ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 174.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/


 

Грибоедов А.С. 1820-е. неизвестный художник. Музей Пушкина (СПб)
Репродукция с сайта http://catherine-catty.livejournal.com/

Грибоедов Александр Сергеевич (4[15].01.1795 (по др. данным, 1794)—30.01[11.02].1829), писатель и дипломат. Родился в Москве в семье гвардейского офицера. Получил разностороннее домашнее образование. С 1802 (или 1803) по 1805 учился в Московском университетском Благородном пансионе. В 1806 поступил в Московский университет на философский факультет. В 1810, окончив словесное и юридическое отделения, продолжал учиться на физико-математическом факультете. В университете Грибоедов выделялся разносторонней талантливостью, незаурядными музыкальными способностями; владел несколькими европейскими языками. Научные интересы Грибоедов сохранил на всю жизнь. В 1812 Грибоедов поступил добровольцем в армию; кавалерийские части, в которых он состоял, находились в резерве. В 1814 Грибоедов опубликовал в журнале «Вестник Европы» корреспонденцию «О кавалерийских резервах», «Письмо из Бреста-Литовска к издателю». В 1815 опубликована и поставлена на сцене комедия Грибоедова «Молодые супруги» — переделка комедии французского драматурга Крезе де Лессера «La secret du mеnage», вызвавшая критику М. Н. Загоскина. Грибоедов ответил памфлетом «Лубочный театр». В 1816, выйдя в отставку, Грибоедов поселился в Петербурге. В 1817 он зачисляется на службу в Коллегию иностранных дел, знакомится с литераторами — В. К. Кюхельбекером, Н. И. Гречем, позднее с А. С. Пушкиным. В начале литературной деятельности Грибоедов сотрудничает с П. А. Катениным, А. А. Шаховским, Н. И. Хмельницким, А. А. Жандром. В 1817 написана комедия «Студент» (совм. с Катениным), направленная против поэтов «Арзамаса», последователей Н. М. Карамзина. Высмеивая их, Грибоедов полемизировал как с чувствительностью сентиментализма, так и с мечтательностью романтизма в духе В. А. Жуковского. Разделяя литературные позиции И. А. Крылова и Г. Р. Державина, Катенина и Кюхельбекера, Грибоедов был близок к группе т. н. «архаистов», состоявших в «Беседе любителей русского слова», возглавлявшейся А. С. Шишковым. Эти взгляды сказались в статье Грибоедова «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады “Леонора”», в которой он защищал перевод, сделанный Катениным, от критики Н. И. Гнедича. Комедия «Своя семья, или Замужняя невеста» написана в 1817 в основном Шаховским, но с помощью Грибоедова (ему принадлежит начало 2-го действия) и Хмельницкого. Комедия «Притворная неверность», являющаяся вольным переводом (совм. с Жандром) комедии французского драматурга Барта «Les fausses infidеlitеs», в 1818 была представлена на сценах Петербурга и Москвы, в 1820 — в Орле.

В сер. 1818 Грибоедов назначен секретарем русской миссии в Персии. Назначение это было по существу ссылкой, поводом для которой послужило участие Грибоедова секундантом в дуэли офицера В. А. Шереметева и гр. А. П. Завадовского из-за артистки Истоминой. В февр. 1819 Грибоедов приехал в Тавриз. Вероятно, к этому времени относится отрывок из его поэмы «Путник» (или «Странник») — «Кальянчи» о пленном мальчике-грузине, которого продают на Тавризском рынке. С 1822 Грибоедов состоит в штате главноуправляющего Грузией генерала А. П. Ермолова «по дипломатической части» в Тифлисе. Здесь написаны 2 первых акта комедии «Горе от ума», задуманной, по свидетельству С. Н. Бегичева, еще в 1816. В 1823—25 Грибоедов был в длительном отпуске. Летом 1823 он пишет в тульском имении своего друга Бегичева 3-й и 4-й акты комедии «Горе от ума». Осенью того же года написал вместе с П. А. Вяземским водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», музыку для которого сочинил А. Н. Верстовский. Летом 1824 Грибоедов завершил окончательную обработку комедии «Горе от ума».

В к. 1825 Грибоедов возвратился на Кавказ. У Грибоедова зрели замыслы новых произведений, дошедшие до нас лишь во фрагментах. План драмы «1812 год» (1824—25) свидетельствует о том, что Грибоедов предполагал изобразить героев Отечественной войны, среди которых — крепостной крестьянин, изведавший в боях чувство высокого патриотизма; возвращенный по окончании войны «под палку своего господина», он кончает жизнь самоубийством. Дошедшая до нас в отрывке и в пересказе Ф. В. Булгарина трагедия «Грузинская ночь» (1826—27), основанная на народном грузинском предании, проникнута антикрепостнической мыслью. План трагедии из истории Древней Армении и Грузии «Родамист и Зенобия» показывает, что Грибоедов отдавал, с одной стороны, дань склонности к историческим исследованиям, а с другой — политическим проблемам настоящего, перенесенным в далекую эпоху; он размышлял о царской власти, провале заговора вельмож, не опиравшихся на народ, о роли народа и т. д.

С 22 янв. по 2 июня 1826 Грибоедов находился под следствием по делу декабристов. Однако никаких обвинений против него не выдвинули. Более того, выяснилось, что задолго до декабристского путча Грибоедов вышел из масонской ложи, отказавшись с ней сотрудничать. После возвращения в сент. 1826 на Кавказ Грибоедов выступает уже как государственный деятель и выдающийся дипломат. В 1827 ему предписано ведать дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. Грибоедов принимает участие в вопросах гражданского управления на Кавказе, составляет «Положение по управлению Азербайджана»; при его участии были основаны в 1828 «Тифлисские ведомости», открыт «рабочий дом» для женщин, отбывающих наказание. Грибоедов составляет вместе с П. Д. Завелейским проект об «Учреждении Российской Закавказской компании», чтобы поднять промышленность края. В 1828 принимает участие в Туркманчинском мирном договоре, заключенном с Персией. Затем он назначается полномочным министром в Персию. Грибоедов рассматривал это не как «монаршую милость», а как «политическую ссылку», как «чашу страданий», которую ему предстояло испить. В авг. 1828 в Тифлисе, перед отъездом в Персию, Грибоедов обвенчался с Н. А. Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. Здесь он стал жертвой заговора, во главе которого стояли Фет-Али шах и его сановники, подкупленные Англией, боявшейся усиления влияния России в Персии после русско-персидской войны 1826—28. Во время истребления русского посольства в Тегеране Грибоедов был убит толпой персидских фанатиков. Тело его было перевезено в Тифлис и похоронено на горе св. Давида.

Грибоедов вошел в ряд великих русский и мировых драматургов как автор комедии «Горе от ума». Отвергнутая цензурой (при жизни Грибоедова были опубликованы отрывки в альманахе «Русская Талия», 1825), комедия распространялась в многочисленных списках.

Есть гении, вся творческая деятельность которых исчерпывается созданием одного великого произведения. Таковы были Данте, Сервантес, таков и Грибоедов. «Его комедия, — как говорит Гончаров, — появилась раньше Онегина, Печорина, пережила их, прошла невредимо через Гоголевский период и до сих пор живет нетленной жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит свой жизненности». Это происходит оттого, что Грибоедов, осмеивая в «Горе от ума» современное ему московское общество и подметив характерные этому времени черты, осмеял и общечеловеческие пороки, которые во все времена остаются те же: ложь, безделье, лесть, низкопоклонство, соединенное с важничаньем перед низшими, сплетни, взяточничество, корыстолюбие, невежество, что в общем составляет упадок человеческого достоинства и полное пренебрежение к нравственному идеалу. Вся картина написана ярко, все выведенные им лица типичны и отнюдь не карикатурны. Как писал он сам И. Катенину: «Карикатуры ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». «Это картина нравов, галерея живых типов и вечно-острая жгучая сатира и вместе с тем комедия, больше всего комедия», — пишет Гончаров. «Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный смех, кажется, никогда не умрут». Проза и стих слились во что-то нераздельное. Имена действующих лиц стали нарицательными, большинство фраз «Горя от ума» сделались обиходными в разговорной речи, настолько они характерны, метки, точны и лаконичны. Типы Грибоедова явились прообразами следующих лиц нашей литературы. Разве Фамусов в миниатюре не повторен в образе Сквозник-Дмухановского, Молчалин разве не представляет Чичикова, Скалозуб — Собакевича, Репетилов — Хлестакова, Платон Михайлович — Тентетникова или Обломова, Софья — Татьяну, Чацкий — Рудина? «Горе от ума» как бы распадается на 2 части: одна — комедия, сатира на общество, другая — драма Чацкого.

Это раздвоение, отсутствие одной общей идеи, многими критиками признано как крупный недостаток. Что же такое Чацкий и в чем состоит его драма? Чацкий человек умный, искренний и пылкий. Он старается развить себя, подготовить к какой-нибудь деятельности. В нем совершенно нет скучающей лени байронизма, игры в разочарованность, как у Онегина и Печорина. Софью он любит сердечно, но имеет и другие цели в жизни, кроме любви, поэтому отъезжает на 3 года и думает, что любовь Софьи перенесет это испытание так же легко, как и его собственная. Вернувшись в Москву, он сразу замечает, что его блестящее остроумие, живость разговора — все то, что раньше ее пленяло, теперь перестало интересовать. У него является мысль о сопернике, что подтверждается разговорами Фамусова и обмороком Софьи. Под влиянием личной неудачи он нервно и желчно относится к недостаткам окружающего общества. Они его раздражают, он не может теперь спокойно и добродушно острить над ними, как делал это в момент приезда. Искренний, пылкий Чацкий начинает громить общество, не думая о бесцельности и неуместности этих выходок и все еще надеясь найти, по старой памяти, в Софье сочувствие и единомыслие. В данное время для него существует только Софья и только для нее он говорит. Когда же в последнем акте Чацкий узнает выбор Софьи, когда к оскорбленному чувству присоединяется развенчивание кумира, разочарование в Софье — тогда только он вполне разбит и уносит в груди «мильон терзаний». Измену еще Чацкий мог перенести, но полное разочарование заставляет его бежать «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Чацкий, как человек прямолинейный, не понимал Софью раньше, не понял и теперь. Воспитанная на французских романах, очень юная — она необыкновенно сентиментальна. Но у нее есть задатки недюжинной натуры, живого ума и страстности. Женщины в то время учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. «Софья, это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота, но все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга» (Гончаров). Чацкий бессознательно пленял ее своею искренностью, но его резкость и ирония пугали Софью и отталкивали. По натуре она была выше своего круга, но бессознательно; привычки, воспитание мешали ей понять всю пошлость окружающей обстановки и многие выходки Чацкого против близких ей людей даже оскорбляли ее. Кроме того, Чацкий оставил Софью почти ребенком, понадеявшись на прочность чувства, которое с ее стороны было только «детскою дружбой». Оставшись одна, она стала искать друга и нашла его в Молчалине. Он лучше сумел понять Софью и сыграть на струнке сентиментальности. Она искренно идеализировала Молчалина, и вскоре дружба перешла в любовь постепенно, незаметно для нее самой. «Я не старалась, Бог нас свел», — говорит она Чацкому. Софье всего исполнилось 17 лет, и это была ее первая любовь, сменившая детскую дружбу с Чацким, поэтому она не считает себя даже виноватой перед Чацким и дает ему понять с первых же слов, что «все прошедшее» было «ребячество». Личная драма Чацкого и произошла оттого, что он прекрасно понимал все общество, но не понял Софьи. Сперва поставил ее слишком высоко в умственном отношении, требуя полного единомыслия от ребенка 14 лет, а затем в ее увлечении Молчалиным не понял идеализации, основанной на сентиментальном воспитании, а видел только желание найти «мужа-мальчика, мужа-слугу».

Значение «Горе от ума» как картины нравов, типичность его действующих лиц, необычайный язык и стих признаны всей критикой, но относительно личности Чацкого и Софьи существуют разноречивые мнения. Так, в XIX — н. ХХ в. некоторые критики считали Чацкого «единственным героическим лицом нашей литературы» (А. Григорьев), другие гением, в лице которого предсказана печальная судьба наших талантов — Пушкина, Лермонтова, загнанных западно-ориентированным, космополитизированным обществом в безысходную драму («Оскорбленный гений» М. О. Меншикова). Третьи считали его Дон-Кихотом, не обращавшим внимания на метанье бисера перед свиньями, личностью трагической.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (1795 или по др. сведениям 1790, Москва - 1829, Тегеран) - писатель, дипломат. Происходил из старинного дворянского рода. Г. получил прекрасное домашнее образование. Владел основными европейскими языками, изучал древние, впоследствии выучил восточные: персидский, арабский и турецкий. Был пианистом-импровизатором и даже писал музыку. В 1803 Г. поступил в Моск. университетский благородный пансион, а в 1806 принят в Моск. ун-т, где окончил сразу три ф-та: словесный, юридический и физико-математический. В 1812 Г. пошел добровольцем в Моск. гусарский полк, но в боях участвовать не пришлось. В 1816 вышел в отставку, а в 1817 поступил в Коллегию иностранных дел, где служил вместе с А. С. Пушкиным. Вместе с П.Я. Чаадаевым и П.И. Пестелем состоял в масонских ложах, был знаком со многими актерами, литераторами. Светская жизнь была прервана дуэлью с трагическим исходом, в к-рой Г. был секундантом. Решив круто изменить жизнь, Г. принял назначение секретарем рус. дипломатической миссии при персидском шахе (1818 - 1821 ) и многое сделал для возвращения домой рус. пленных. Находясь, по его же словам, "в дипломатическом монастыре", много занимался наукой и лит-рой, в том числе написал "Горе от ума". В 1822 прибыл в Тифлис и был определен секретарем А.П. Ермолова "по дипломатической части". Г. - автор около 30 произведений: стихов, статей, пьес, но в историю лит-ры он вошел только комедией "Горе от ума" - этой, по словам исследователя Н.К. Пиксанова, "поэтической декларацией декабризма". Несмотря на шумный успех комедии в салонах, поставить ее на сцене не удалось, а опубликованы были с огромными цензурными изъятиями лишь 1-й и 3-й акты в театральном альманахе Ф.В. Булгарина. Полностью эта комедия была напечатана за границей в 1858, а в России в 1862. Будучи близок со многими декабристами, Г. не принял их идеи рев. переворота. В 1826 был арестован и допрашивался по обвинению в принадлежности к декабристским организациям, но признан невиновным. В 1826 - 1828 Г. был начальником дипломатической канцелярии главноуправляющего в Грузии. Г. сыграл большую роль при заключении в 1828 выгодного для России Туркманчайского мира с Персией. Договор о мире он доставил в Петербург и вновь ненадолго оказался в дорогом для него кругу литераторов и музыкантов. Находясь в ранге министра-резидента России в Персии, Г. был убит фанатичной толпой мусульман, разгромивших рус. миссию. Тело Г. было опознано лишь по изуродованному на дуэли мизинцу левой руки. Похоронен в Тифлисе.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Грибоедов и Пушкин

Грибоедов Александр Сергеевич (1790 или 1795-1829), писатель, дипломат, композитор. В 1817 году совместная служба в Коллегии иностранных дел, куда был определен Пушкин после окончания Лицея, встречи в петербургском свете и в театральных кругах положили начало знакомству Грибоедова и Пушкина. В 1825 году И. И. Пущин читал ссыльному поэту комедию Грибоедова «Горе от ума», которая была высоко оценена Пушкиным.
Встречи Пушкина с Грибоедовым возобновились в 1828 году.
11 июня 1829 года Пушкин встретил на Кавказе, возле крепости Гергеры, арбу, в которой везли тело убитого в Тегеране религиозными фанатиками Грибоедова. Рассказом о личности и судьбе Грибоедова в «Путешествии в Арзрум» (1835) поэт почтил память этого замечательного человека.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.


Исторические анекдоты:

Он (А. С. Грибоедов) был отличный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы. Однажды я сказал ему: «Ах, Александр Сергеевич, сколько Бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист, и, наконец, отличный лингвист!» (Он кроме пяти европейских языков, основательно знал персидский и арабский языки.) Он улыбнулся, взглянул на меня своими умными глазами из-под очков и отвечал мне: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего».

Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980, с. 107.

+ + +

Он (А. С. Грибоедов) был скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив, заносчив и раздражителен, когда встречал людей не по душе... Тут он готов был придраться к ним из пустяков, и горе тому, кто попадался к нему на зубок... Тогда соперник бывал разбит в пух и прах, потому что сарказмы его были неотразимы! Вот один из таких эпизодов.

Когда Грибоедов привез в Петербург свою комедию, Николай Иванович Хмельницкий просил его прочесть ее у него на дому; Грибоедов согласился. По этому случаю Хмельницкий сделал обед, на который, кроме Грибоедова, пригласил нескольких литераторов и артистов, в числе последних были: Сосницкий, мой брат и я. Хмельницкий жил тогда барином, в собственном доме на Фонтанке у Симеоновского моста. В назначенный час собралось у него небольшое общество.

Обед был роскошен, весел и шумен... После обеда все вышли в гостиную, подали кофе, и закурили сигары... Грибоедов положил рукопись своей комедии на стол; гости в нетерпеливом ожидании начали придвигать стулья; каждый старался поместиться поближе, чтоб не проронить ни одного слова... В числе гостей был тут некто Василий Михайлович Федоров, сочинитель драмы «Лиза, или Торжество благодарности» и других давно уже забытых пьес... Он был человек очень добрый, простой, но имел претензию на остроумие... Физиономия его не понравилась Грибоедову или, может быть, старый шутник пересолил за обедом, рассказывая неостроумные анекдоты, только хозяину и его гостям пришлось быть свидетелями довольно неприятной сцены...

Покуда Грибоедов закуривал свою сигару, Федоров, подойдя к столу, взял комедию (которая была переписана довольно разгонисто), покачал ее на руке и с простодушной улыбкой сказал: «Ого! какая полновесная!.. Это стоит моей Лизы». Грибоедов посмотрел на него из-под очков и отвечал ему сквозь зубы: «Я пошлостей не пишу». Такой неожиданный ответ, разумеется, огорошил Федорова, и он, стараясь показать, что принимает этот резкий ответ за шутку, улыбнулся и тут же поторопился прибавить: «Никто в этом не сомневается, Александр Сергеевич; я не только не хотел обидеть вас сравнением со мной, но, право, готов первый смеяться над своими произведениями».— «Да, над собой-то вы можете смеяться, сколько вам угодно, а я над собой — никому не позволю...» — «Помилуйте, я говорил не о достоинствах наших пьес, а только о числе листов». — «Достоинств моей комедии вы еще не можете знать, а достоинства ваших пьес всем давно известны».— «Право, вы напрасно это говорите, я повторяю, что вовсе не думал вас обидеть».— «О, я уверен, что вы сказали не подумавши, а обидеть меня вы никогда не сможете».

Хозяин от этих шпилек был как на иголках и, желая шуткой как-нибудь замять размолвку, которая принимала не шуточный характер, взял за плечи Федорова и, смеясь, сказал ему: «Мы за наказание посадим вас в задний ряд кресел...» Грибоедов между тем, ходя по гостиной с сигарой, отвечал Хмельницкому: «Вы можете его посадить, куда вам угодно, только я при нем своей комедии читать не буду...» Федоров покраснел до ушей и походил в эту минуту на школьника, который силится схватить ежа — и где его ни тронет, везде уколется...

Итак, драматургу из-за своей несчастной драмы пришлось сыграть комическую роль, а комик чуть не разыграл драмы из-за своей комедии.

Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980, с. 107—109.

+ + +

В бытность Грибоедова в Москве, в 1824 году, он сидел как-то в театре с известным композитором Алябьевым, и оба очень громко аплодировали и вызывали актеров. В партере и в райке зрители вторили им усердно, а некоторые стали шикать, и из всего этого вышел ужасный шум. Более всех обратили на себя внимание Грибоедов и Алябьев, сидевшие на виду у всех, а потому полиция сочла их виновниками происшествия. Когда в антракте они вышли в коридор, к ним подошел полицмейстер Ровинский, в сопровождении квартального, и тут произошел между Ровинским и Грибоедовым следующий разговор.

Р. Как ваша фамилия? — Г. А вам на что? — Р. Мне нужно знать.— Г. Я Грибоедов.— Р. (квартальному). Кузьмин, запиши.— Г. Ну, а как ваша фамилия? — Р. Это что за вопрос? — Г. Я хочу знать, кто вы такой.— Р. Я полицмейстер Ровинский.— Г. (Алябьеву). Алябьев, запиши...

Русский Архив, 1863, № 5—6, с. 466—467.


Стихи:

Домовой

Детушки матушке жаловались,
 Спать ложиться закаивались:
Больно тревожит нас дед-непосед,
Зла творит много и множество бед,
Ступней топочет, столами ворочит,
Душит, навалится, щиплет, щекочит.

 

ПРОСТИ, ОТЕЧЕСТВО!

Не наслажденье жизни цель,
Не утешенье наша жизнь.
О! не обманывайся, сердце.
О! призраки, не увлекайте!..
Нас цепь угрюмых должностей
Опутывает неразрывно.
Когда же в уголок проник
Свет счастья на единый миг,
Как неожиданно! как дивно! —
Мы молоды и верим в рай —
И гонимся и вслед и вдаль
За слабо брезжущим виденьем.
Постой же! нет его! угасло! —
Обмануты, утомлены.
И что ж с тех пор? — Мы мудры стали,
Ногой отмерили пять стоп,
Соорудили темный гроб
И в нем живых себя заклали.
Премудрость! вот урок ее:
Чужих законов несть ярмо,
Свободу схоронить в могилу
И веру в собственную силу,
В отвагу, дружбу, честь, любовь!!! —
Займемся былью стародавной,
Как люди весело шли в бой,
Когда пленяло их собой
Что так обманчиво и славно!

 


Сочинения:

Полн. собр. соч. Т. 1—2. СПб., 1889;

Полн. собр. соч. Т. 1—3. Пг., 1911—17;

Избранные произведения. Л., 1967;

Сочинения. М., 1986.

Литература:

Тынянов Ю.Н. Смерть Вазир-Мухтара.М.,1981;

Мещеряков В.П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. М., 1989.

Далее читайте:

А.С. Грибоедов. Сочинения. М., Художественная литература. 1988.  (Здесь печатаются только статьи, путевые заметки и письма).

Ольга СТАРОСТИНА - Дым Отечества, или Почему Фамусова зовут Павлом Афанасьевичем.

Декабристы (биографический справочник).

Нечкина М.В. Декабристы

Движение декабристов (Список литературы).

Румянцев В.Б. И вышли на площадь...  (Взгляд из XXI века).

"Русская Правда" П. И. Пестеля.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС