Виктор Боченков
       > ВОЙНА 1812 ГОДА > БИБЛИОТЕКА ОТЕЧЕСТВЕНННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >

ссылка на XPOHOC

Виктор Боченков

1812 г.

БИБЛИОТЕКА ОТЕЧЕСТВЕНННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА


ХРОНИКА ВОЙНЫ
УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ
БИБЛИОТЕКА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ОТ НИКОЛАЯ ДО НИКОЛАЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
РЕПРЕССИРОВАННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Народ на земле


Виктор БОЧЕНКОВ

Староверы в войне 1812 года

[Заключение]

Просматривая книги в зале абонемента одной из библиотек, в которую я записан, взял наугад с полки черный томик, на обложке которого стояло: «1812 год... Военные дневники». Мне нравится листать книги, где читатель оставил на полях свои пометки. Интересно угадать, что и почему его привлекло. Библиотечная книга должна оставаться чистой, да, видно, не всякий удерживается.

Вот и в «Дневниках...» на многих страницах оказались подчеркивания и галочки на полях. И я попал глазами на большой отрывок, старательно подчеркнутый неровной карандашной линией:

«Артисты чрезвычайно умножились, хлебопашцы уменьшены. Дворянство слишком расплодилось, с берега моря ни шагу, а купечество многочисленно. Граждане познали роскошь, чернь не верит чудотворным, духовенство распутно, ученые привыкли мешаться в придворные интриги, привыкли брать большое жалованье, — истинных патриотов мало, а кто и оказался, так поздно; просвещение распространено и на лакея, а захочет ли просвещенный служить, не имея сам слуг? Множество училищ, но мало хорошего, настоящего, нравственного училища. Сии как будто для того, чтоб в них выучивались читать на чужих языках всю развратность и все то, что разрушает общую связь. Столицы привыкли к роскоши, привыкли ко всему иностранному, введены в них сибаритские обычаи, порокам даны другие названия, и они уже не есть пороки: игрок назван нужным в обществе, лжец — приятным в собрании, пьяница — настоящим англичанином, курва — светскою и любезною женщиною. Характер русских теперь составлен из характеров всех наций: из французской лживости, гишпанской гордости, италианской распутности, греческой ехидности, иудейской интересности, а старой характер русской называется мизантропиею, нелюдимостью и даже свинством» 30. Вот так.

Строки принадлежали генералу Василию Васильевичу Вяземскому. На полях напротив последнего предложения стояли два знака: вопросительный и восклицательный. Кого-то это наблюдение задело за живое. Оторвавшись от книги, я подумал: а разве сейчас — не то же самое?!

Отечественная война обнажала вопрос о сущности национального характера, духа, духовного единения разных общественных слоев. «Вследствие изменения форм быта русский народ раскололся на два слоя... Низший слой остался русским, высший сделался европейским — европейским до неотличимости», — заметил в свое время Николай Данилевский. Раскол XVII века и последующие события, включая петровские преобразования, породили своего рода «двународие». Старообрядчество стремилось сохранить все дореформенное, вплоть до мелочей, и букву в богослужебной книге, и тот самый быт, включая такую неотъемлемую его часть, как одежда. Все русское, все дониконовское становилось святым. В старообрядчестве сложился и руководил им в той же войне 1812 года особый дух национализма, не имеющий ничего общего с национализмом политических партий. «Старообрядчество таково, как оно есть, и иным быть не может. Если оно является центром народных национальных русских сил, если оно подвергает обрусению те народности, среди которых ему приходится жить, то все это совершается само собой, без предумышленного плана и намерения. Основа жизни старообрядчества — это правда Божия, и старообрядцы по мере сил стараются осуществить ее в делах своих. Таким образом, национализм старообрядчества проникнут особым, религиозным, христианским духом, чего в “национализме” в смысле партийно-политическом, разумеется, нет» 31. Слова эти почти сто лет назад писал старообрядческий публицист Иван Кириллов. Шла другая война, и национальная проблематика поднималась многими. Это «само собой» подмечали и другие. Легендарный генерал Михаил Скобелев предлагал переселить на завоеванные земли Средней Азии, в Фергану, не кого-нибудь, а именно казаков-старообрядцев, чтобы проводить обрусение этих присоединенных к России областей 32.

В поиске путей духовного возрождения русская интеллигенция в большинстве своем не видела и не видит, не знает, не понимает старообрядчества. Вернемся к Отечественной войне. Иван Аксаков свою статью «В чем сила России?» начал в 1863 году так: «“Стоит только русскому Императору отпустить себе бороду, и он непобедим”, — сказал гениально Наполеон, проникая мыслию из своего лонгвудского уединения в тайны исторической жизни народов, еще темные, еще не раскрывшиеся в то время сознанию просвещенного мира. Едва ли нужно объяснять, что под символом “бороды” разумеется здесь образ и подобие русского народа в значении его духовной и нравственной исторической личности. Другими словами: пусть только русское государство проникнется вполне духом русской народности, и оно получит силу жизни неодолимую и ту крепость внутреннюю, которой не сломить извне никакому натиску ополчившегося Запада» 33.

Этот-то самый «дух русской народности» стремилось всеми силами сберечь и укрепить старообрядчество, проявив его в Отечественной войне.

Примечания

30 Вяземский В.В. «Журнал» 1812 года // 1812 год... Военные дневники. М., 1990. С. 211–212.

31 Кириллов И.А. Правда старой веры. Барнаул, 2008. С. 54. Курсив автора.

32 См.: Зенин Н.Д. Взгляд М.Д. Скобелева на старообрядцев (казаков) //Старообрядческая мысль. 1911.  № 9. С. 736–737.

33 Аксаков И.С. В чем сила России? // Отчего так нелегко живется в России? М., 2002. С. 221 (Приложение к журналу «Вопросы философии»).

Вернуться к оглавлению

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС