Театр в Москве |
|
1812 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
ХРОНИКА ВОЙНЫУЧАСТНИКИ ВОЙНЫБИБЛИОТЕКАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМПРАВИТЕЛИ МИРАОТ НИКОЛАЯ ДО НИКОЛАЯИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПЕРВАЯ МИРОВАЯДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАРЕПРЕССИРОВАННОЕ ПОКОЛЕНИЕ |
А.Г. Венецианов. Изгнание из Москвы французских актрис.
Театр в МосквеС Тильзитского мира, который облегчал сношения России и Франции, в Москве существовала труппа французских актеров под управлением г-жи Бюрсе, очень умной женщины, с твердым и мужественным характером, лет сорока пяти, пятидесяти. Удаляясь из своей столицы, русские, понятно, совсем не интересовались судьбою наших несчастных соотечественников. Жертвуя своими собственными ранеными, они должны были равным образом жертвовать всем, что было чуждо им. Но дело не ограничилось лишь равнодушием и пренебрежением: наших бедных актеров сначала грабили убегавшие русские, потом наши солдаты, которые мало заботились о том, чтобы справиться об их национальности. Пожар довершил их несчастье: я имел случай говорить о них за завтраком императору. Он велел оказать им первую помощь, назначил меня главным распорядителем над ними и приказал мне посмотреть, могут ли они в том составе, в каком были, дать несколько представлений, которые могли бы доставить развлечение войскам, расквартированным в Москве. Г-жа Бюрсе привела ко мне актеров, имена которых я запомнил: это были гг. Адне, которого я видел в Париже, в театре Порт С.-Мартен, Перу, Лекен, Беллькур, Перон, Госсе, Лефевр и г-жи Андре, Периньи, Лекен, Фюзи, Ла-мараль и Адне. Мы составили нечто вроде репертуара; эти актеры находились в таком грустном положении, что никто не предъявлял никаких претензий. Страшно легко было распределять роли; я думаю, нельзя было найти более сплоченную, более послушную труппу, которою так нетрудно было руководить. Кроме того, г-жа Бюрсе имела на них громадное влияние и прекрасно знала их способности и их таланты. Не теряя времени, я занялся тем, чтобы достать для них костюмы и приличное помещение для спектакля. Военные власти собрали в церкви Ивана Великого (mosquee d'lvan) все, что они могли спасти от пламени, и благодаря любезности графа Дюма, главного интенданта армии, я нашел в этой церкви всевозможные одеяния. Французские актеры достали оттуда бархатные платья и бархатные костюмы, переделали их по своей фигуре и нашили широкие золотые галуны, которые имелись в большом количестве в этих магазинах. Они действительно были одеты роскошно, но их беда была в том, что под этими бархатными платьями некоторые из наших актрис едва имели на себе самое необходимое белье, так, по крайней мере, мне говорила г-жа Бюрсе. Я нашел небольшую хорошенькую театральную залу в доме Позднякова, который был пощажен пожаром. Она была великолепно украшена и обильно снабжена всеми необходимыми принадлежностями. Я занял ее и приложил все мои старания к тому, чтобы исполнение было насколько возможно совершенным. Для открытия было поставлено «Jeux de l'amour et du hasard», затем «L'Amant auteur et valet». Дебют вышел блестящим: не было интриг ни в зале наполненном военными, ни в театре, где не существовало никакого соперничества в самолюбии. Партер был переполнен солдатами, а два яруса ложь занимали офицеры всех полков. Оркестр был великолепный: это были музыканты гвардии. Вход был очень дешевый, и весь сбор разделен между артистами, за предварительным вычетом расходов по освещению. Во время нашего пребывания было дано одиннадцать спектаклей. Многие пьесы давались несколько раз, между прочим «Distrait», в которой прекрасно играл Адне, премьер труппы. Большой успех имели «Troies Sultanes»,TaK же «Procureur arbitre» и др. Несколько раз было даже нечто вроде балета, исполненного госпожами Ламираль. Это были настоящие русские танцы, но не такие, которые исполняют в Парижской опере, а те, которые танцуют в России. Вся прелесть этой пантомимы заключается главным образом в игре плеч, головы и всего тела. На этих импровизированных спектаклях Наполеон никогда не присутствовал лично: я нашел ему развлечение, более подходящее его вкусам. Среди иностранцев, проживающих уже несколько лет в Москве, которые избегли несчастья, принесенного нашествием и пожаром, я открыл превосходного певца, синьора Тарквинио, который уже несколько лет как имел громадное имя в Италии, где он выступал в операх известного Крешентини; он жил в Москве уже два года и давал уроки пения прелестным москвичкам. Г-жа Бюрсе указала мне великолепного аккомпаниатора г-на Мартиньи, сына Винченцо Мартиньи, знаменитого композитора, автора «Cosa rara», «l'Arbore di Diana» и др. Эти два таланта вместе дали мне возможность доставить некоторое развлечение Наполеону, среди его тяжелых трудов. И вовсе не было безделицей среди всевозможного рода руин, нас окружавших, суметь организовать в такое короткое время концерт при дворе и спектакль в городе. Но я должен отдать всем должное: это мне было очень легко, в лице г-жи Бюрсе я имел очень искусного адъютанта и необыкновенно талантливого руководителя театра. Боссе Фрагмент воспоминаний опубликован в кн.: Французы в России. 1812 г. По воспоминаниям современников-иностранцев. Составители А.М. Васютинский, А.К. Дживелегов, С.П.Мельгунов. Части 1-3. Москва. Издательство "Задруга". М., 1912; Современное правописание выверено по кн.: Наполеон в России в воспоминаниях иностранцев. В 2 кн. М., Захаров, 2004. Далее читайте:Отечественная война 1812 года (хронологическая таблица). Участники наполеоновских войн (биографический справочник). Литература по наполеоновским войнам (список литературы) Россия в XIX веке (хронологическая таблица). Франция в XIX веке (хронологическая таблица). Карты:Российская империя в 1-ой пол. XIX в. Вторжение наполеоновской армии в 1812 году Контрнаступление русской армии в 1812 году
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |